Топ-менеджер Multiplex: про секс у кінозалі, українські фільми та ціни на квитки

dc6b4fb gallery444
Поділитися новиною

dc6b4fb gallery444Скільки коштує зняти фільм для великого екрану, чому в Україну не приїжджають кінозірки світового масштабу і скільки кінотеатри заробляють на поп–корні? У фокусі “Зе Інтерв’юера” і ЕП — комерційний директор мережі кінотеатрів Multiplex Віталій Писаренко (російською) у інтерв’ю для Економічної правди. 

ДОСЬЕ

Виталий Писаренко – коммерческий директор самой большой сети кинотеатров в Украине – Multiplex. Один из самых молодых топ–менеджеров в этой сфере.

Виталий присоединился к Multiplex в качестве члена Совета директоров в марте 2015.

С декабря 2015 он участвует в операционном управлении компанией в качестве коммерческого директора и миноритарного акционера. До этого работал в стратегическом консалтинге. Свои первые деньги заработал в четыре года в Китае – Виталий озвучил рекламный ролик лапши быстрого приготовления.

 

О ЧЕМ ГОВОРИЛИ: 

Каким должен быть кинотеатр будущего? Кто реальные конкуренты кинотеатров? Когда выйдет вторая часть “Аватар” и сколько она соберет в прокате? Что нужно для того, чтобы украинские фильмы были окупаемыми? Как реагируют сотрудники кинотеатра на секс посетителей во время сеанса? Может ли маленький кинотеатр быть прибыльным? Почему звезды мирового масштаба не приезжают на премьеры в Украину?

 — Multiplex – самая большая сеть в стране?

 
— Да.
 
— В 2016 году его доля составляла 25% всего кинорынка.
 
— Сейчас уже больше.
 
— Сколько?
 
— Около 30-35% в зависимости от месяца, фильма.
 
— А сколько у ближайших конкурентов?
 
— 20%.
 
— То есть вы почти в два раза больше. Вы как Nokia в свое время.
 
— Надеюсь, что нет. Я знаю эту историю и всегда рассказываю своим ребятам о кейсах Kodak и Blockbuster Video – это точки по аренде видеокассет.

— Kodak – это ты про “пленку”?

— Да.

— А что с ними случилось?

— Они полностью профукали цифровую революцию. Они думали, что плёночка будет набивать им карманы ещё долгие годы. На самом деле ее уход был стремительным, и они к этому не были готовы.

— А в случае с Blockbuster?

— Появились новые сервисы, тот же Netflix. Blockbuster позже переключились на DVD, но это им не слишком помогло, потому что DVD тоже быстро перестали покупать.

— Netflix сейчас самый прибыльный?

— Их капитализация недавно упала почти на 25%.

— Я так понимаю, что прокатные компании на западе сейчас конкуренты кинотеатров. В нашей стране, учитывая развитие пиратских сайтов, я не думаю, что Netflix ваши конкуренты. Кто с вами конкурирует?

— Даже на Западе, на самом деле, есть огромный пласт бизнеса, который больше, чем кинотеатры. Мы здесь о нем мало знаем. Это кабельное телевиденье.

Для меня кинотеатр будущего – это место, где можно получить впечатления

— За просмотр которого нужно платить.

— Да, и на самом деле Netflix конкурент больше этим компаниям, потому что месяц нормального кабельного телевиденья стоит в Америке 60-70 долларов, а в Netflix самая дешёвая подписка – 8 долларов. Они конкурируют по цене, по количеству контента. За последние годы Netflix “съел” часть их рынка.

— Сравним Украину и США. Сколько стоит билет в кино?

— Заметно дороже. В США средняя цена билета около 13 долларов, а в Украине около 3.

— Сейчас мы находимся в вашем главном кинотеатре?

— Да, самый большой кинотеатр в стране. В нем 13 залов, 2500 мест.

— Сегодня будний день и здесь очень много людей, причем мы пришли днем, а не вечером. Сколько людей посещают Multiplex в день?

— Зависит от дня, в будний день порядка 18 тысяч людей.

— Это данные по всей сети?

— Да, все зависит от сеансов. Рекорд мы побили в этом году 8 марта, продав 95 тысяч билетов за один день.

— Какой самый популярный фильм был в этот день?

— Это был украинский мультфильм “Викрадена принцеса”.

— Самый крутой фильм, который ты сейчас ждешь в прокате? Как коммерческий директор и лично?

— Как коммерческий директор я очень ждал “Миссия невыполнима”, потому что старина Том (актер Том Круз – ЭП) все ещё выглядит хорошо, находится в форме, прыгает с самолета без парашюта. Все, как всегда. Я лично, наверное, жду вторую часть “Фантастических зверей”. Очень люблю “Гарри Поттера”.

“Киборги” не превзошел ожидания прокатчиков. Скорее, оправдал. Под него специально выделялась хорошая дата, у него была сумасшедшая промо-компания. Он собрал хорошую сумму, но не окупился.

— Когда выйдет вторая часть “Аватар”?

— “Аватар 2” запланирован на декабрь 2020 года, но я уже на одном мероприятии видел обращение Джеймса Кэмерона, где он прямо со съемочной площадки говорит: “Мы снимаем, ребята, так что ждите”. Думаю, что они замахнутся на три млрд долларов (кассовых сборов – ЭП).

— Первый собрал больше двух миллиардов.

— Больше двух, но сейчас это реальная цифра. Последние “Мстители” собрали больше двух, а “Аватар 2” должен на троечку вытянуть.

— Почему к нам мировые звезды не приезжают на премьеру? При этом они приезжают в Россию. Из–за объемов рынка?

— Рынок в России составляет около 900 млн долларов, а наш – 80 млн долларов. Но звезды не выбирают. Им куда сказали, туда они и поехали. Может, они и хотели к нам заглянуть, но экономически это нецелесообразно.

— На разные фильмы люди ходят по-разному. Вы и прокатчики, очевидно, заинтересованы в том, чтобы их было как можно больше.

— Да, мы все работаем по модели разделения прибыли.

— Можешь объяснить на примере?

— Ты сходил в кино, купил билет за 100 грн, например. Из этой суммы сразу 50 мы отправляем дистрибьютору. Дистрибьютор – это правообладатель на территории Украины. У них есть контракты со студиями, есть представители “Warner Bros.”, “Disney” и так далее. Мы им сразу отдали 50 грн, дальше у них своя кухня.

— А остальные 50 грн заработали вы?

— Да, это наш заработок. Кинотеатры уже сами разделяют. Кассовые сборы – это когда эти 100 грн умножили на количество зрителей.

— То есть, когда говорят, что фильм собрал 2 млрд долларов, из этой суммы половину забирают кинотеатры по всему миру?

— Есть разные модели, но в среднем кинотеатрам достается половина.

— Если говорить об украинском кино, фильм “Киборги” собрал полные залы, получил много наград, призов и действительно всех удивил.

— Все плакали.

— Насколько фильм “Киборги” оправдал ожидания прокатчиков и ваши, или, возможно, превзошел?

— Не превзошел, скорее, оправдал. Под него специально выделялась хорошая дата, у него была сумасшедшая промо-компания, потому что это было, практически, как национальное достояние. Он собрал хорошую сумму, но не окупился.

— Часть денег на съемки “Киборгов” выделило Держкіно.

— В случае “Киборгов”, насколько я знаю, значительную часть денег выделяло Держкіно, что, на мой взгляд, правильно. Если правительство считает, что киноиндустрия должна развиваться, то ни в одной стране мира это не происходит без господдержки.

Три самых кассовых украинских фильма: “Викрадена принцеса”, “Кіборги” и “Dzidzio контрабас”

— Ты говорил, что мультфильм “Викрадена принцеса” на 8 марта был очень популярным. Он себя окупил?

— В украинском прокате нет, но он вышел в мировой.

— Получается, в украинском прокате отечественному фильму окупить себя практически невозможно, даже если все украинцы пойдут его смотреть?

— Возможно, при совпадении двух условий. Во-первых, большая аудитория, хорошая промо-компания и сам продукт должны быть высокого качества. Второе — бюджет фильма. Снимать фильмы дорого, а мультфильмы делать — ещё дороже. На самом деле я был очень удивлен, когда увидел список “самые дорогие фильмы в расчете на минуту”. Там 20 фильмов и 15 мультиков.

— Disney в основном?

— Disney, Pixar, DreamWorks, все большие студии. У них сумасшедшие бюджеты -150-200 млн долларов.

— Я могу прийти и сказать: “Я снял классный фильм, он немножко странный, но я хочу, чтобы вы его показали”. Вы его посмотрите?

— Конечно, посмотрим.

— И если он действительно крутой, вы его покажете?

— К нам много таких людей приходило. Они говорят: “Он офигенный, он нереальный, убирайте все, сейчас мы поставим наш фильм и озолотимся”.

— Понятно, что половина этих людей — городские сумасшедшие, но кто-то хоть раз принес фильм, чтобы ты сказал, что это круто и ты согласился его поставить?

image

— От совсем неизвестных нет. Для того, чтобы снять качественный фильм, у тебя уже должен быть какой-то опыт в этом деле, определенный набор скиллов. Ты должен иметь понимание, как это происходит.

— То есть эта романтичная история практически невозможна?

— Вот сколько стоит снять фильм, который подходит для большого экрана?

— Я слышал, о сумме в 100 тысяч долларов, вот сейчас смотрю на баннер “DZIDZIO Перший раз” и понимаю, что бюджет не меньше 100 тысяч где-то?

— Больше.

— 200 тысяч, 300 тысяч долларов?

— Я думаю, что где-то в районе 300 тысяч долларов и плюс затраты на промо-компанию.

— Были ли в нашей стране прецеденты, когда снимали фильм из-под полы?

— Да.

— Их привлекали к ответственности?

— Сейчас в одном из городов орудует целая банда. Это целая группировка. На самом деле за подпольное кино можно очень легко попасть в тюрьму. Мы хотим сделать на этой почве показательный кейс. Собираем материалы, отдаем все в полицию и прокуратуру.

Для того, чтобы снять фильм для большого экрана, нужно 300 тысяч долларов плюс затраты на промо-компанию

— Как происходят съемки подпольного кино?

— Я не буду показывать, чтобы никто не научился плохому.

— И куда потом заливают эти фильмы?

— Не знаю, какие-то пиратские сайты.

— Либо просто друзьям показывают?

— Нет, не друзьям, на пиратские сайты, а пиратские сайты все мониторятся, и студии могут сразу вычислить, где был снят этот ролик.

— А как вы это выясняете, экран то один?

— Там есть невидимые водяные знаки. По ним определяют, в каком кинотеатре это произошло.

— И какой фильм из последних громких премьер “сливали” таким образом?

— “Первому игроку приготовиться”.

— В залах есть камеры?

— Конечно.

 

— Занимались ли сексом в кинозалах?

— Я нет, кто-то – да.

— Вы можете это пресечь?

— Мы, как правило, видим это уже постфактум.

— То есть люди не знали, что есть камеры?

— Наверное, догадывались.

— Как часто люди убирают за собой?

— Зависит от города. Ровно был очень культурным городом. К сожалению, сейчас временно там нет кинотеатра, но там очень культурно.

— А какой город самый некультурный?

— Донецк. Там один раз даже стену пробили. Драки были постоянно.

— Во время сеансов часто звонят телефоны, люди не отключают звук. Вы с этим как-то боретесь, либо это остается на совести клиентов?

—  Это потихоньку отходит. Мне кажется, когда появились телефоны, люди не понимали, как им пользоваться в плане этикета. Сейчас правила обращения с телефоном в общественных местах стали более понятными для людей.

— Возможно ли открыть маленький кинотеатр, который будет приносить прибыль? Или не в сети сейчас выжить невозможно?

— Выжить, наверное, можно, но много заработать не получится. Скорее всего, большая часть времени и работы будет сводиться к выживанию.

— Сколько стоит построить кинотеатр на один кинозал?

— Это довольно абстрактный вопрос, все зависит от помещения.

— Стандартный зал.

— Если взять зал, плюс фойе, если ещё не знаешь поставщиков, не имеешь с ними долгих отношений, я думаю, что тысяч 700 долларов.

— У вас тут 13 залов…

— Для нас это обходится дешевле, потому что мы знаем, как строить, мы знаем всех поставщиков, у нас со всеми особые условия, то есть экономия на масштабе.

Акция моей мечты – “Приведи бабушку в кино”

— Сколько зарабатывает кинотеатр от продажи попкорна, колы и прочего в сравнении с билетами?

— Попкорн — меньше, чем билеты. Плюс-минус половина выручки от билетов. Часть людей, в принципе ничего не ест, часть людей экономит и приносит что-то с собой.

— Кстати, у вас в правилах указано, что нельзя приносить еду с собой.

— Мы на самом деле их скорректировали. У нас была одна сомнительная история на этот счет, и мы пришли к выводу, что если человек очень хочет, то он все равно пронесет.

— Сомнительная история? Человек пришел с шашлыком?

— Человека не хотели пускать, он написал потом, какой-то пост…

— А с чем он пришел?

— С едой из фуд-корта.

ВОПРОСЫ ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ:

— Могли бы вы оценить в деньгах украинский рынок кинотеатров, растет ли он, насколько отличается от западных стран или от ближайших соседей?

— Рынок у нас пока маленький, развиваться есть куда. Например, есть такой показатель как “количество залов на сто тысяч человек”. У нас он около единицы. Мы недавно перешагнули единицу благодаря тому, что мы много открывались.

В Америке этот показатель составляет 13, в Польше около 3,5. То есть у нас ещё очень ненасыщенный рынок, можно ещё строить залы.

— Оцените в деньгах украинский рынок.

— Бокс-офис в 2017 году составил 2,2 млрд гривен – это вся выручка за билеты.

— Эта цифра растет с каждым годом?

— В 2016 году она составляла около 1,8-2 млрд гривен. Рост довольно значительный, растет и средняя цена, которая очень сильно упала после 2014-го года. Количество зрителей тоже растет. Мы много вкладываем в это, активно строимся, и наша доля на рынке значительно выросла.

— Какова доля Multiplex на украинском рынке? Реально ли этот показатель увеличить, или успешность конкретного игрока вы оцениваете другими параметрами?

— Наша доля сейчас в среднем составляет около 35%. Есть два способа ее увеличения. Мы стараемся пользоваться и тем, и другим. Первый способ — расширение сети, открытие новых залов. Второй — увеличение количества зрителей в существующих залах и увеличение среднего чека среди этих зрителей. Что касается новых открытий, у нас на данный момент работает 116 залов. Мы по этому показателю на первом месте с большим отрывом.

— Назовите три украинских фильма, которые оказались самыми кассовыми за всю историю современного украинского кино. Насколько сильно отличаются сборы от украинских фильмов по сравнению с западным кинематографом и российским рынком?

— Три самых кассовых фильма: “Викрадена принцеса”, “Кіборги” и “Dzidzio контрабас”. “Викрадена принцеса” собрала, если я не ошибаюсь, в районе 40 млн гривен. Это очень хороший результат для украинского кино.

— К примеру, тот же мультфильм “Монстры на каникулах” соберет столько же или больше?

— Больше.

— Потому что это Голливуд?

— Да. Бренд украинского кино развивается. Понятно, что бюджеты этих произведений ниже, чем у Голливуда. Во-вторых, люди должны привыкнуть к тому, что могут пойти на украинский фильм и получить удовольствие, хорошо провести время.

— То есть люди не хотят рисковать?

— Отчасти да, то есть по этим проектам были отличные промо-компании, хорошее сарафанное радио и так далее, но все равно это пока не дотягивает. К примеру, “Мстители”, “Джуманджи” и “Пираты карибского моря” у нас в стране собрали больше, чем по 100 млн гривен.

— Какова рентабельность бизнесов-кинотеатров на украинском рынке, какие операционные показатели вы используете, чтобы определять успешность кинотеатра?

— Мы мониторим большое количество показателей. Я сторонник того, что бизнес должен опираться на данные, а не полагаться только на интуицию. Чем больше у нас есть информации, тем больше шанс принять правильное решение. Интуиция иногда может быть полезной, но она должна быть подкреплена цифрами, расчетами и так далее. Мы ежедневно мониторим большое количество показателей – выручку, количество зрителей, средний чек.

— Какая сейчас динамика по выручке?

— Она зависит от двух вещей. Первый — репертуар. Если есть сильные релизы, то народ идет. Мы видим, что люди по-прежнему любят ходить в кино. Для них это хороший вид развлечения. С одной стороны, потому что доступен по деньгам, а с другой – позволяет отгородиться от повседневности.

— Кинотеатр будущего: каким он будет через 10 лет?

— Человек, который скажет, что будет через 10 лет, либо врет, либо не понимает. Сейчас развитие киноиндустрии происходит с такой скоростью, что предугадать, что будет через 10 лет, не только с кинотеатрами, а в принципе с нашими какими-то жизненными привычками и поведением, сложно.

— Прогнозов у тебя нет? Например, какие перспективы у формата максимального погружения в запахи, вкусы…

— Эти форматы уже есть, они на любителя. Я сходил, потому что должен знать обо всех технологиях, которые есть на рынке. Мне лично не понравилось.

У нас таких залов нет. В Украине очень низкая цена на билет и это очень сложно будет окупаться. Кинотеатр будущего, мне кажется, это то, что я хочу делать у нас – место для социализации.

Мы хотим, чтобы люди приходили и проводили у нас время. Может, они пойдут в кино, возможно, посмотрят какую-то VR-историю или поиграют в компьютерные игры.

В общем, я бы в таком направлении двигался, потому что одним контентом брать тяжело. Контента сейчас очень много, информации у людей очень много. Мы хотим дать людям место, куда они могут прийти, отдохнуть с девушкой, с семьей, немножко отвлечься от рутины, от забот и выйти с новыми, хорошими впечатлениями. Для меня кинотеатр будущего – это место, где можно получить впечатления.

У нас любой новый управляющий компанией должен сначала проработать день-два в кинотеатре, продавать попкорн, билеты. Все испытать на своей шкуре

— Я читал много историй, когда ваш топ-менеджмент менялся местами с работниками зала.

— Меня в это время не было в стране. Я пропустил этот опыт, но я бы обязательно поучаствовал.

— Вы такое регулярно практикуете для того, чтобы быть в курсе всего, что происходит?

— Да. У нас любой новый управляющий компанией должен сначала проработать день–два в кинотеатре, продавать попкорн, билеты. Все испытать на своей шкуре.

— Кинофильмы в оригинале, семейные дни, случаи, когда мамы приходили с маленькими детьми, специальные сеансы для слабослышащих людей – все эти форматы – это дань моде?

— Заработка в этом нет. Просто в Украине 15 лет не было кинотеатров, в 90-е годы эта ниша была провальной. Есть целое поколение людей, которые не знают, что в кино вообще можно сходить, хорошо провести время и т.д.

Для нас очень важная задача — популяризация кинотеатров как вида досуга. Отчасти, все эти форматы преследуют эту цель. Вообще акция моей мечты — “Приведи бабушку в кино”.

— Если бы у тебя была возможность вернуться на 10 лет назад, чтобы ты себе сказал, от чего бы себя предостерег?

— Ничего. Жизнь не без ошибок.

— У тебя все по плану?

— Не то, чтобы по плану. Каждый этап – это часть большого пути. Безусловно, есть основные ориентиры. Я бы себе сказал: меньше гулять и больше учиться.

 
LIVE OFFLINE
track image
Loading...